МУЗЫКАНТ
Многие любят музыку, некоторые ею занимаются, а избранным дан талант музыканта. Музыкантами принято называть тех, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте. Музыканты могут быть любителями или профессионалами. Первые занимаются музыкой для души, для себя или узкого круга людей. Профессиональные музыканты посвящают ей всю свою жизнь. Занятия музыкой – их основная работа, профессия.
Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях, поэтому занимали довольно почетное место.
В Средние века музыкантами зачастую становились церковнослужители. Помимо этого, музыкой занимались бродячие музыканты, из их уст она звучала как идеологическое оружие, передававшее настроение народных масс.
История исполнительского мастерства прошла через многие века и стала одной из важнейших составляющих искусства и культуры. Да и сама музыка за это время претерпела много изменений, пережила рождение многих жанров, стилей исполнения, от классических до самых современных. В настоящее время музыка не стоит на месте, а развивается бурными темпами. Музыка превратилась в целую индустрию, при этом продолжают оставаться и классические музыкальные школы. Поэтому перед музыкантами современности лежит огромный выбор точек приложения своих интересов – от классической музыки до новейших течений в шоу-бизнесе.
Доминирующие виды деятельности профессии "Музыкант":
- выражение образа, содержания эмоциональной глубины произведения посредством музыкальных инструментов;
- исполнение произведений на музыкальных инструментах с использованием различных техник игры;
- понимание идеи музыкального произведения, согласно с другими исполнителями, умение вести свою партию;
- выступление в качестве солиста-исполнителя;
- работа в оркестре, четкое следование указаниям дирижера;
- руководство, дирижерство другими исполнителями или целым оркестром;
- аккомпанирование солисту-исполнителю или коллективу;
- участие в постановке и проведении концертной программы.
Профессионально важные качества:
- музыкальные способности (хороший музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма);
- хорошо развитая моторная память (память на движения);
- креативность;
- быстрота реакции;
- хорошая координация движений кистей рук;
- артистические способности;
- способность к импровизации;
- терпеливость;
- настойчивость;
- целеустремленность;
- оригинальность;
- эмоциональность.
- Медицинские ограничения:
- нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
- нервно-психические расстройства;
- выраженные нарушения слуха.
Содержание деятельности
Основная деятельность музыканта связана с исполнением композиторских произведений на различных музыкальных инструментах с целью донести до слушателей замысел создателя произведения.
Профессиональный музыкант может иметь квалификацию: концертмейстер, солист, артист камерного ансамбля, концертирующий солист, а также преподаватель.
Профессиональный музыкант должен владеть навыками исполнения музыкальных произведений с использованием различных приемов игры, анализа музыкального текста с целью сохранения, передачи при исполнении музыкального произведения его стилистических особенностей.
При работе с вокалистом от концертмейстера требуется знание специфики исполнения, вокального репертуара, умение грамотно аккомпанировать. При работе с инструменталистами необходима способность работать в ансамбле.
Играя один или исполняя главную – сольную – партию в ансамбле с другими музыкантами, исполнитель выступает как солист. Так, солистом называют певца, поющего под аккомпанемент инструмента, или музыканта, исполняющего концерт в сопровождении оркестра. Музыкантов, блестяще владеющих техникой игры на своем инструменте, называют виртуозами.
В области музыки, как и в любой другой области человеческого знания, важную роль играют музыканты-педагоги. Именно они передают накопленный опыт, секреты мастерства от одного поколения музыкантов к другому. Есть специалисты, целиком посвятившие себя педагогике, другие совмещают композиторскую, исполнительскую, научную работу с преподаванием. Потребность поделиться своими знаниями и умениями, передать их ученикам побуждает крупных мастеров заниматься педагогической деятельностью. Так создаются композиторские, исполнительские, научные (музыковедческие) школы.
Области применения профессиональных знаний:
- вокально-инструментальные, джазовые ансамбли;
- симфонические, духовые оперные и камерные оркестры;
- работа в театрах, дворцах культуры;
- образовательные учреждения (школы, детские сады, специализированные колледжи, училища, вузы, консерватории);
- социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- телевидение, радио;
- загсы.