История профессии математик
Математика родилась из практических нужд человека, из необходимости считать предметы, измерять величины. Рассмотрение математических задач, решавшихся в Древнем Египте и Вавилоне, показывает, что еще в глубокой древности возникли некоторые приемы вычислений. Разработкой методов решения алгебраических уравнений занимались еще ученые Древнего Китая, арабские и среднеазиатские ученые, среди которых был и ал-Каши. Первым европейским математиком, который решал числовые уравнения, был Виет.Потребность измерения расстояний и площадей привела к созданию на Руси рукописей геометрического содержания практического характера. Первые сведения о таких рукописях относятся к XVI веку. В Эрмитаже хранится камень с надписью о том, что было измерено расстояние между городами Таманью и Керчью по льду через Керченский пролив.Постепенно под влиянием ученых определялись новые математические отрасли. Зарождению алгебры мы обязаны французскому математику Э. Галуа. Среди ученых нашего времени числятся и русские ученые Н. Г. Чеботарев, О. Ю. Шмидт и другие.Труд математиков имеет в наши дни всестороннее прикладное значение. Процесс внедрения математических методов исследования происходит практически во всех науках, в технике, в том числе в области общественных наук. Этот процесс получил название математизации научного знания. Он ускорился, когда появились вычислительные машины, и сейчас без математики не обходится ни один современный человек.
Область базовых знаний
Математика, статистика
Доминирующие виды деятельности профессии математик:
• исследование теоретических объектов самой математики и разработка методов решения задач с применением вычислительных методов и вычислительно-технических средств;
• решение теоретических проблем математики, т. е. построение математических моделей (количественных характеристик реальных вещей) для изучения жизненных процессов;
• изучение свойств математических моделей и произведение операций с ними;
• перевод данных математического исследования с языка чисел на язык слов и понятий;
• разработка системы математического обеспечения решения научно-технических и производственных задач;
• изучение информации о решаемой задаче и ее последующий анализ;
• составление алгоритма решения задачи (математическое описание задачи, приведение ее к математической форме, выбор наиболее рациональных методов решения задачи);
• разработка математической модели задачи;
• анализ, координация и определение возможностей использования уже существующих алгоритмов решения задач;
• разработка новых и совершенствование имеющихся методов математического обеспечения решения задач;
• научные проектные работы по расширению областей применения математического знания и вычислительной техники.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности математика:
Способности
• математические способности;
• аналитические способности;
• логическое мышление;
• высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться и длительное время сохранять внимание на определенном объекте или виде деятельности);
• хорошее развитие кратковременной памяти;
• память на числа и символы;
• пространственное воображение.
Личностные качества, интересы и склонности
• эрудированность;
• склонность к анализу;
• любознательность;
• методичность;
• склонность к детализации информации;
• склонность к научно-исследовательской работе;
• терпеливость;
• "педантизм" в работе с цифрами.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• гуманитарный склад ума;
• неумение анализировать информацию;
• рассеянность;
• непоследовательность в действиях;
• мечтательность.
Области применения профессиональных знаний:
• лаборатории;
• оборонная промышленность;
• отраслевые, специализированные научно-практические организации (НИИ, научно-производственные центры разных направлений);
• работа в вычислительных центрах;
• учреждения образования.
Вернуться к списку профессий.. |