Доминирующие виды деятельности профессии преподаватель Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности преподавателя |
Квалификацию преподавателя можно получить в ГрГУ им. Янки Купалы на педагогическом факультете, на факультете физической культуры, факультете искусств и дизайна, физико-технический факультет, факультет математики и информатики, факультет биологии и экологии, факультет искусств и дизайна, факультет психологии, факультет истории, коммуникации и туризма, филологический факультет обучаясь по специальностям:
- Начальное образование
- Физическая культура
- Музыкальное искусство и мировая художественная культура
- Народное творчество (инструментальная музыка)
- Физика (научно-педагогическая деятельность)
- Математика научно-педагогическая деятельность
- Олигофренопедагогика
- Логопедия
- Биология научно-педагогическая деятельность
- Биология биотехнология
- Биоэкология
- История отечественная и всеобщая
- Социология
- Изобразительное искусство и компьютерная графика
- Народное творчество инструментальная музыка
- Психология
- Романо-германская филология немецкая
- Романо-германская филология английская
- Русская филология
- Белорусская филология
- Современные иностранные языки преподавание
Преподаватель – специалист – работник среднего, высшего или специального учебного заведения, преподающий какой-нибудь предмет.
Доминирующие виды деятельности профессии преподаватель:
• Передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету).
• Воспитательная функция.
• Оценка и контроль результатов (проведение самостоятельных и контрольных работ, устный опрос учащихся, итоговый контроль).
• Профессиональное саморазвитие: преподаватель должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества, такие как, интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность, устойчивость внимания), социабельность (слабая эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность, высокий социальный интеллект).
• Межличностное взаимодействие: общение с коллегами, с вышестоящим руководством, взаимодействие с учащимися (общение с детьми требует наличия социального интеллекта, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости), общение с родителями учащихся.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности преподавателя:
• высокая профессиональная компетентность (опытность, способность обучать других);
• наличие знаний и умение их передать;
• эффективность использования времени;
• стиль и форма общения, преподавания (коммуникабельность);
• стиль (внешний вид, манера поведения);
• правильная речь (дикция);
• физические качества (большая выносливость — возможность работы без перерыва в течение длительного времени, устойчивость к монотонии деятельности, сильные ноги и громкий голос)
• личностные качества, характеристики (педагог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, несколько догматичным, иметь склонность к эклектике, быть в меру общительным, тактичным, иметь хорошую память, устойчивое внимание, слабую креативность, склонность к формализации подаваемого материала, самообладание, повышенная тревожность, терпеливость и упорство, должен быть аккуратным, с широким кругозором);
• преподаватель должен хорошо знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков.
Иерархия профессионально важных и значимых качеств:
1. интеллектуальность (образованность);
2. социальность;
3. эмоциональная стабильность (выдержанность, реальное взвешивание обстановки, спокойствие);
4. практичность.
Условия труда:
• ненормированный рабочий день,
• выступления перед аудиторией,
• большое количество социальных контактов,
• жесткое требование исполнения социальных ролей,
• ограниченные возможности временного манипулирования,
• большие физические нагрузки,
• монотония труда.
Вернуться к списку профессий.. |